Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 565-592.
Автор(ы)
А.С. Щавелев
Название
ЕЩЕ РАЗ О МИФОЭПИЧЕСКИХ УСТНЫХ ИСТОЧНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСТОРИОПИСАНИЯ: РАССКАЗЫ ОБ ОСНОВАТЕЛЯХ ДИНАСТИЙ У ГАЛЛА АНОНИМА И СНОРРИ СТУРЛУСОНА
Аннотация
Статья посвящена проблеме отражения славянских легенд в тексте польской хроники Галла Анонима (начало XII в.), сопоставлению сюжета о приходе к власти династии Пястов с аналогичным по набору мотивов сюжету о приходе к власти норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, отраженном в сагах из «Круга Земного» Снорри Стурлусона (ок. 1230 г.) и в «Книге с Плоского острова» (1387-1394). Очевидно, что в основе приведенных текстов лежит общий сюжетогенерирующий мотив «на пиру правителя исчезает еда, и он затем теряет власть и гибнет». Практически все основные дополнительные и детализирующие мотивы этого сюжета совпадают. В основе сюжета — противопоставление двух пиров, одного — против ожиданий гостей скудного, и второго — неожиданно «богатого», «настоящего». За обоими текстами отчетливо читается описание языческого обряда так называемого потлача — периодической обязательной «поставки продуктов и ценностей агонистического типа», требующей от действующего правителя превзойти в щедрости своего оппонента. Перед нами две реализации одного инвариантного сюжета. Возможны два предположения о времени формирования такого общего для скандинавской и славянской традиции сюжета. Не исключено, что это — «бродячий сюжет», характерный для периода интенсивных контактов славян и скандинавов в «циркум-балтийском» ареале в VII-XI вв. Или же речь может идти о более древнем времени, когда контакты германцев и славян зафиксированы языкознанием: либо о периоде языкового обмена между прагерманским и праславянским языками, либо о следующем этапе обмена лексикой при формировании провинциально-римских «лимесных» культур.
Сопоставление текстов Снорри Стурлусона и Галла Анонима дает возможность еще раз подтвердить гипотезу об устной мифоэпической традиции, лежащей в основе первой польской хроники. Даже для образованного иностранного монаха-бенедектинца обращение к языческому прошлому династии правителя, для которого писалась хроника, было фактически обязательным. Мы видим здесь явный диктат местной читательской аудитории хроники, запросы которой нельзя было проигнорировать. Заметим также, что именно хроника как форма историографии, нацеленная на сюжетное повествование, остро нуждалась в устных эпических и фольклорных источниках.
Ранняя польская историография находит целый ряд типологических аналогий и структурных отличий в сравнении с древнерусской летописной традицией. Форма подачи материала в первой польской хронике Галла Анонима о «деяниях князей польских» замечательно совпадает с предположительным характером изложения событий в первом древнерусском историческом памятнике неанналистического типа — Древнейшем сказании (Древнейшем своде) первой половины XI в. Древнейшее сказание, как и хроника Галла, представляло собой запись серии эпизодов о деяниях первых князей. Оба текста носили сугубо светский характер, были нацелены на прославление правящего князя и его предков, в них отсутствовала погодная сетка.
Autor(s)
Alexey S. Shchavelev
Name
ONCE AGAIN ON MYTHICAL-EPIC ORAL SOURCES OF MEDIEVAL HISTORICAL WRITING: GALLUS ANONYMOUS’ AND SNORRI STURLUSON’S STORIES OF DYNASTY’S FOUNDERS
Summary
The paper deals with the problem of reflection of Slavic legends about first rulers in the text of the Polish chronicle Gesta principum Polonorum by Gallus
Anonymous (the early twelfth century). The author compares the story of the Piast dynasty’s coming to power in Poland with that of the rise to power of King Haraldr Fairhair in Norway (in Snorri Sturluson’s Heimskringla, c. 1230, and Flateyjarbok, 1387-1394). It is obvious that in the basis of both texts lays a common motif: “at a feast of a ruler food suddenly disappears, and then the ruler loses his power and dies”. All the basic and additional motifs in these two stories are the same. The plot is based on the juxtaposition of two feasts, one of which is meager, and the other is generous. In the both texts we clearly see a description of the pagan rite called potlatch — a periodic mandatory emulative public delivery of products and values, which requires the current ruler to outdone his opponent in generosity. We have two implementations of the same invariant plot. There can be two assumptions about the time of the formation of such a plot, common for the Scandinavian and the Slavic traditions. It is possible that it is a “wandering plot”, typical for the period of intensive contacts between the Slavs and the Scandinavians in the circum- Baltic area from the seventh till the eleventh century, or it could be a more ancient time when the contacts between the Germanic tribes and the Slavs are fixed linguistically: the periods of exchange between the Teutonic and Slavonic languages.
A comparison of the texts of Snorri Sturluson and Gallus Anonymous gives us an opportunity to confirm the hypothesis that oral legendary tradition underlays the first Polish chronicle. Even for Gallus, an educated foreign Benedictine monk, an appeal to the pagan past of the ruling dynasty, for which he was writing his chronicle, was actually necessary. We clearly see here a dictate of the local audience, the requests of which could not be ignored. Note also that chronicle was such a form of historiography that badly needed oral epic and folklore sources for its anecdotal narrations.
The early Polish historiography demontsrates a number of typological parallels, as well as a number of structural differences in comparison with the Old Rus chronicles. The arrangement of material in Gesta principum Polonorum seems remarkably close to that in the first Russian historiographical work, the so-called Oldest Tale (or Oldest Chronicle), written in the first half of the eleventh century. This non-extant text can be reconstructed in its main features from the text of the Primary Chronicle of the early twelfth century. The Russian Oldest Tale, just as the chronicle of Gallus, was a record of a series of episodes from the early history of the ruling dynasty. Both texts were purely secular in main topics, both aimed at glorifying the ruling prince and his ancestors, both lacked an annalistic framework.
Ключевые слова
славяне, Скандинавия, Польша, Древняя Русь, Средние века, Галл Аноним, Снорри Стурлусон, историописание, эпос, фольклор, потлач, мотив
Key words:
Slavs, Scandinavia, Poland, Old Rus, Middle Ages, Gallus Anonymous, Snorri Sturluson, historical writing, epic, folklore, potlach, motif
Литература
Алешковский М.Х. К типологии текстов Повести временных лет // Источниковедение отечественной истории. Сб. ст., 1975. М., 1976. Вып. 2. С. 133-167.
Алимов Д.Е., Кибинь А.С. [Рец.] // Studia Slavica Et Balcanica Petropolitana. 2010. No 1 (7). С. 213-236. — Рец. на кн.: Urbanczyk P. Trudne poczqtki Polski. Wroclaw, 2008.
Бахрушин С.В. [К вопросу о достоверности Начального свода] // Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (научное наследие). М., 1987. С. 23-26.
Васильева И.В. Праслав. *pist, рус. пест и польск. Piast // Этимология, 2009-2011. М., 2012. С. 56-62.
«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI — XIII вв. / Пер. Л.М. Поповой; Вступит. ст. и коммент. Н.И. Щавелевой. М., 1987.
Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М., 1971.
Галл Аноним. Хроника и деяния князей и правителей польских / Пер. и примеч. Л.М. Поповой. М., 1961.
Гимон Т.В. Историописание средневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012.
Гимон Т.В. События XI — начала XII в. в новгородских летописях и перечнях // ДГ, 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М., 2012. С. 584-703.
Гимон Т.В., Гиппиус А.А. Русское летописание в свете типологических параллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М., 2005. С. 174-200.
Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX-X веках. Археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 49-62.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе: Тексты. Перевод. Комментарий. 2-е изд., в одной кн., испр. и доп. М., 2012.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Проблема функций кузнеца в свете семиотической типологии культур // Мат-лы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. T. 1 (5). C 87-90.
Карлина С.Н. Христианские мотивы мифа о династии Пястов в хронике Галла Анонима // Славяне и их соседи. Миф история. Происхождение и ранняя история славян в общественном сознании позднего средневековья и раннего Нового времени. М., 1996. С. 11-13.
Козьма Пражский. Чешская хроника / Пер., коммент. и вступит. ст. Г.Э. Санчука. М., 1962.
Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Соч. в 2 т. М., 1993. Т. 1: Анналы. Малые произведения / Изд. подг. А.С. Бобович, Я.М. Боровский, М.Е. Сергеенко.
Лихач¨в Д.С. Русские летописи и их культурно историческое значение. М.; Л., 1947.
Лурье Я.С. Михаил Дмитриевич Приселков — источниковед // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 464-475.
Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. СПб., 2012.
Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011.
Мосс М. Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011. С. 134-285.
Назаренко А.В. Анастас Корсунянин // ПЭ. 2001. Т. 2. С. 261-262.
Насонов А.Н. Начальные этапы киевского летописания в связи с развитием древнерусского государства // ПИ. 1959. Вып. 7. 417-462.
Прис¨лков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. 2-е изд., доп. СПб., 1996.
Прис¨лков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. 2-е изд. СПб., 2003.
Регель С. О Хронике Козьмы Пражского // ЖМНП. 1890. Ч. 270. С. 221-261; Ч. 271. С. 108-148.
Самодурова З.Г. К вопросу о малых византийских хрониках (По рукописям московских собраний) // ВВ. 1961. Т. 21. С. 127-147.
Самодурова 3.Г. Малые византийские хроники и их источники (классификация) // ВВ. 1967. Т. 27. С. 153-161.
Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подгот. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1995.
Тихомиров М.Н. Начало русской историографии // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С. 46-66.
Толочко О.П. [Рец.] // Ruthenica. Ки¯в, 2008. Т. 7. С. 254-256. — Рец. на кн.: Щавелев А.С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительноисторическое исследование моделей власти у славян. М., 2007.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002.
Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона // Славяне и скандинавы / Пер. с нем., общ. ред. Е.А. Мельниковой. М., 1986. С. 8-128.
Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды, кн. 1: Разыскания о древнейших русских летописных сводах.
Щавелев А.С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007.
Щавелев А.С. Три мотивно-семантических параллели в славянских легендах о первых князьях // Человек и древности. Памяти А.А. Формозова (1928-2009). М., 2010. С. 814-818.
Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2013.
Agrip af Noregskonungasogum. А Twelfth-Century Synoptic History of the Kings of Norway / Ed. and transl. by M.J. Driscoll. L., 2008. (VSNR TS; Vol. 10).
Anonim tzw. Gall // SSS. 1961. T. 1, cz. 1.
Anonima tzw. Galla Kronika czyli Dzieje ksqzqt i wladcow polskich / Galli Anonymi Cronica et Gesta ducum sive principum polonorum // MPH NS. Krakow, 1952. T. 2: Pomniki dziejowe polski / Wyd., wst. i kom. opatrz. K. Maleczynki.
Ashman Rowe E. The Development of Flateyjarbok. Iceland and the Norwegian Dynastic Crisis of 1389. Odense, 2005.
Banaszkiewicz J. Podanie o Piascie i Popielu. Studium porownawcze nad wczesnosredniowiecznymi tradycjami dynastycznymi. Warszawa, 1986.
Banaszkiewicz J. Polskie dzieje bajeczne mistrza Wincentego Kadlubka. Wroclaw, 1998.
Bielak W. Biskup i jego urzqd w oczach sredniowiecznych kronikarzy polskich. Lublin, 2011.
Ciklamini M. The Folktale in Heimskringla (Halfdanar saga svarta — Hakonar saga go9a) // Folklore. 1979. Vol. 90, N 2. P. 204-216.
Deptula Cz. Galla Anonima mit genezy Polski: Studium z historiozofii i hermeneutyki symboli dziejopisarstwa sredniowiecznego. Lublin, 2000.
DiesenbergerM. Hair, Sacrality and Symbolic Capital in the Frankish Kingdoms // The Construction of Communities in the Early Middle Ages. Texts, Resources and Artifacts. Leiden; Boston, 2003. P. 173-212.
Dymmel P. Traces of Oral Tradition in the Oldest Polish Historiography: Gallus Anonymus and Wincenty Kadlubek // The Development of Literature Mentalities in East Central Europe. Turnhaut, 2004. P. 343-363.
Einar Olafur Sveinsson. The Folk-stories of Iceland / Revised by E.G.P. Tursson; Transl. by Benedikt Benedikz. L., 2003. (VSNR TS; Vol. 16).
Fagrskinna. A Catalogue of the Kings of Norway / Translation with intr. and notes by A. Finlay. Leiden; Boston, 2004.
Flateyjarbok. En Samling af norske Konge-Sagaer med indskudte mindre Fortellinger om Begivenheder i og udenfor Norge samt Annaler / Gu9brandr Vigfusson, C.R. Unger. Christiania, 1860.
Gesta Principum Polonorum. The deeds of the Princes of the Poles / Transl. and annot. by P.W. Knoll and F. Schaer; Preface by T.N. Bisson. Budapest; N.Y., 2003. (Central European Medieval Texts; Vol 3).
Golqb Z. The Origins of the Slavs. A Linguist’s View. Columbus, 1991.
Goosmann E. The Long-Haired Kings of the Franks: “Like so Many Samsons?” // Early Medieval Europe. 2012. Vol. 20, N 3. P. 233-259.
Heimskringla. Noregs konunga sQgur / Udg. Finnur Jonsson. Kobenhavn, 1911.
Historiography of the Middle Ages / Ed. D.M. Deliyannis. Leiden; Boston, 2003.
Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Munchen, 1978. Bd. 1: Philosophie — Rhetorik — Epistolographie — Geschichtsschreibung — Geographie.
Islendingabok. Kristni Saga. The Book of the Icelanders. The Story of the Conversion / Transl. by S. Granlie. L., 2006.
Jasinski T. O pochodzeniu Galla Anonima. Krakow, 2008.
Jasinski T. Poczqtki polskiej annalistyki // Nihil superfluum esse prace z dziejow sredniowiecza ofiarowane Prof. J. Krzyzaniakowej. Poznan, 2000. S. 129-146.
Kadlubek Wincenty // SSS. 1974. T. 2, cz. 1. S. 349-350.
Michalowska T. Literatura polskiego Sredniowiecza: Leksykon. Warszawa, 2011.
Michalowska T. Sredniowiecze // Wielka historia literatury polskiej. Warszawa, 2008.
Mistrz Wincenty (tzw. Kadlubek). Kronika polska / Prz. i oprac. B. Kurbis. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 2008.
Old Norse-Icelandic Literature: A Critical Guide / Ed. by C.J. Clover and J. Lindow. Ithaca; L., 1985 (reprint: Toronto, 2005).
Plezia M. Kronika Galla na tle historiografii XII wieku. Krakow, 1947.
Roczniki polskie // SSS. 1970. T. 4. S. 510-512.
Snorri Sturluson. Heimskringla. History of the Kings of Norway / Transl. with Intr. and Notes by L.M. Hollander. Austin, 2009.
Steinsland G. Origin Myths and Rulership. From the Viking Age Ruler to the Ruler of Medieval Historiography: Continuity, Transformations and Innovations // Ideology and Power in the Viking and Middle Ages: Scandinavia, Iceland, Ireland, Orkney and the Faeroes. Leiden; Boston, 2011. P. 15-67.
Tachiaos A.-E. L’origine de Cyrille et de Methode. Verite dans les sources slaves // Cyrillomethodianum. II. 1972-1973. Thessalonique, 1973. P. 98-140.
Theodoricus Monachus. Historia de antiquitate Regum norwagiensium. An Account of the Ancient History of the Norwegian Kings / Transl. and annot. by D. and I. McDougall; Intr. by P. Foote. L., 1998. (VSNR TS; Vol. 11).
Urbanczyk P. Trudne poczqtki Polski. Wroclaw, 2008.
Wenta J. Kronika tzw. Galla Anonima: historyczne (monatyczne i genealogiczne) oraz geograficzne konteksty powstania. Torun, 2011.
Whaley D. Heimskringla. An Introduction. L., 1991.
А History of Norway and the Passion and Miracles of the Blessed Olafr / Transl. by D. Kunin; Ed. with an intr. and notes by C. Phelpstead. L., 2001.
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu
 
Вернуться к оглавлению