Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 527-551.
Автор(ы)
Глазырина Г.В.
Название
ПЕРВЫЙ ИСТОРИОГРАФ ИСЛАНДИИ СЭМУНД МУДРЫЙ
Аннотация
Статья посвящена средневековому исландскому историку, священнику Сэмунду Сигфуссону (Сэмунду Мудрому, 1056-1133 гг.), который работал над своей историей норвежских конунгов приблизительно в то же время, когда знаменитый историк Ари Торгильссон (Ари Мудрый) писал свою «Книгу об исландцах». Историографический труд, созданный Сэмундом, был утрачен. Его содержание отчасти восстанавливается по отсылкам к нему, содержащимся в сагах и других письменных памятниках. Факты биографии и историко-литературного творчества Сэмунда Сигфуссона в статье рассматриваются в контексте некоторых важнейших процессов и событий истории Исландии XI — первой трети XII в., в большинстве своем связанных с упрочением в стране христианства и становлением национальной церкви. В частности, затрагиваются такие вопросы, как возможность получения образования в Средние века, формирование в Исландии центров учености и подготовка священников-исландцев; расширение церковного землевладения, разработка и проведение в жизнь законодательства, устанавливающего введение церковной десятины; использование письменности на национальном языке, кодификация законов и мн. др. Будучи не только священником и историком, но и общественным деятелем, Сэмунд принял непосредственное участие во многих событиях, имевших историческое значение для страны и ее народа. Широкая образованность в различных областях знаний (в особенности гуманитарных — истории, литературе, законодательстве), признанная наиболее влиятельными и авторитетными людьми Исландии, позволила Сэмунду работать над рядом законов, существенно менявших политические и экономические условия в Исландии.
Autor(s)
Galina V. Glazyrina
Name
SÆMUNDR THE WISE, THE FIRST HISTORY WRITER IN ICELAND
Summary
The article is dedicated to a medieval Icelandic historian, the priest Sæmundr Sigfusson (Sæmundr the Wise, born in 1056, died in 1133), who was working on his history of Norwegian kings at about the same time as the famous historian Ari horgilsson (Ari the Wise) was writing The Book of Icelanders. Historiographical work created by Ssmundr was lost. Its content has been partly restored based on references to it preserved in sagas and other sources. The facts of Sæmundr’s biography and those of his historical and literary activity are studied in the article in the context of some of the most important processes and events in the history of Iceland of the eleventh to the first third of the twelth century; most of them are related to the consolidation of Christianity in the country and the establishment of the national church. In particular, such issues are in the focus of attention as the access to education in the Middle Ages, the formation of centers of learning in Iceland and training of priests among Icelanders; the expansion of land possession by the Church, the development and implementation of the legislation which established the introduction of tithes; the use of vernacular writing, the codification of laws, and many others. Being not only a priest and historian, but also a public figure, Ssmundr directly participated in many events that had historical significance for the country and its people. Broad education in different fields of knowledge (particularly in the humanities — history, literature, legislation), recognized by the most influential and competent people of Iceland, allowed Ssmundr to work on a number of laws that changed political and economic conditions in Iceland significantly.
Ключевые слова
Средние века, Исландия, становление христианства, центры учености, введение письменности, кодификация законов, историописание, Сэмунд Сигфуссон Мудрый, Ари Торгильссон Мудрый
Key words:
Middle Ages, Iceland, christianization, centers of learning, introduction of writing, codification of laws, historical writing, Sæmundr Sigfusson (Sæmundr the Wise), Ari horgilsson (Ari the Wise)
Литература
Глазырина Г.В. Сага об Ингваре Путешественнике: Текст, перевод, комментарий. М., 2002.
Глазырина Г.В. Язычники и христиане в Исландии накануне официального крещения страны // ВЕДС-XIX: Политические институты и верховная власть. М., 2007. С. 46-50.
Глазырина Г.В. Противостояние язычников и христиан накануне альтинга 999/1000 г. // ВЕДС-XXVI: Язычество и монотеизм в процессах полито- генеза. М., 2014. С. 75-81.
Джаксон Т.Н. Древняя Русь и Исландия. Школы и центры учености в первые века христианства // Интеллектуальные традиции античности и средних веков. М., 2010. С. 302-322.
КЗ — Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1980.
Сага о Ньяле // Исландские саги. В 2 т. / Под общ. ред. О.А. Смирницкой. СПб., 1999. Т. 2. С. 49-370.
Старшая Эдда (Семунда Мудрого): Сборник мифологических, гномической и эпических песен в переводах русских писателей. [?Воронеж], 1897. (Русская классная библиотека, издаваемая под редакцией А.Н. Чудинова).
Andersson Th.M. Kings’ Sagas // Old Norse-Icelandic Literature. A Critical Guide. Ithaca (N.Y.); L., 1985. (Islandica; 45). P. 197-238.
Bagge S. Nordic Students at Foreign Universities until 1660 // Scandinavian Journal of History. 1984. Vol. 9. P. 1-29.
Einar Olafur Sveinsson. Nafngiftir Oddaverja // Bidrag till nordisk filologi, tillagnade Emil Olson. Lund, 1936. Bl. 190-196.
Einar Olafur Sveinsson. Sagnaritum Oddaverjar. Reykjavik, 1937. (Studia islandica; 1).
Eckenstein L. Woman under monasticism: chapters on saint-lore and convent life between A.D. 500 and A.D. 1500. Madison (Wisc.), 1896.
Ellehoj S. Studier over den sldste norrone historieskrivning. Kobenhavn, 1965.
Faulkes A. Snorri Sturluson: his Life and Work // The Viking World. L.; N.Y., 2008. P. 311-314.
First Grammatical Treatise / An ed., transl. and comment. by E. Haugen. 2nd rev. ed. Cambridge (Mass.), 1972.
Flateyjarbok. En samling af norske konge-sagaer. Christiania, 1862. B. 2.
Foote P. Aachen, Lund, Holar // Aurvandilsta: Norse Studies. Odense, 1984 (1-е изд.: 1975). P. 101-120.
Gisli Sigurdsson. The Medieval Icelandic Saga and Oral Traditrion. A Discourse on Method. Cambridge (Mass.), 2004.
Gjessing A. Sæmund Frodes Forfatterskap // Sproglig-historiske Studier tilegnede C.R. Unger. Kristiania, 1896.
Laws of Early Iceland. Gragas. The Codex Regius of Gragaas with the Material from Other Manuscripts / Transl. by A. Wawn, P Foote, R. Perkins. Winnipeg, 1980. Vol. 1.
Islendingabok. Kristnisaga. The Book of the Icelanders. The Story of the Conversion / Transl. by S. Gronlie. L., 2006.
Halldor Hermansson. Introductory Essay // The Book of Icelanders by Ari Thorgilsson. Ithaca (N.Y.), 1930. P. 1-46.
Halldor Hermansson. Sæmundr Sigfhsson and the Oddaverjar. Ithaca (N.Y.), 1932. (Islandica; 22).
Hrafnagaldur Odins (ForspjallsljoS) / Ed. with Intr., Notes and Transl. by A. Lassen. L., 2011.
Hungrvaka // Biskupa sogur / Asdis Egilsdottir gaf ht. Reykjavik, 2002. Bd. 2. (IF; B. 16). Bls. 1-43.
Islandske annaler i ndtil 1578 / Udg. Gustav Storm. Christiania, 1888.
Ib. — Islendingabok / Jakob Benediktsson gaf ht. Reykjavik, 1969. Bls. 1-28. (IF; B. I: 1).
Jon Hnefill Adalsteinsson. Under the Cloak. The Acceptance of Christianity in Iceland with Particular Reference to the Religious Attitudes Prevailing at the Time. Uppsala, 1978.
Jon Hnefill Adalsteinsson. Sæmundr frodi: A medieval master of magic // Arv: Nordic Yearbook of Folklore. 1994. Vol. 50. P. 117-132.
Jon Vidar Sigurdsson. Forholdet mellom verdslig og religios makt pa Island i fristatsperioden // Myte og Ritual i det forkristne Norden. En symposium. Odense, 1994. S. 129-139.
Jons saga ins helga // Biskupa sogur / Sigurgeir Steingrimsson, Olafur Halldorsson og Peter Foote gafu ht. Reykjavik, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 173-316.
Kristni saga // Biskupa sogur / Sigurgeir Steingrimsson, Olafur Halldorsson og Peter Foote gafu ht. Reykjavik, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 1-48.
Kruppa N. Die Billunger und ihre Kloster Beispiele zu den weitlaufigen Verbindungen im fruhmittelalterlichen Sachsen // Concilium medii aevi. 2009. Bd. 12. S. 1-41.
Landnamabok / Jakob Benediktsson gaf ht. Reykjavik, 1969. Bls. 29-397. (IF; B. 1: 1).
Megaard J. The Man who did not write the Edda. Sæmundr frodi and the Birth of Icelandic Literature // Scandinavia and Christian Europe in the Middle Ages. Papers of The 12th International Saga Conference. Bonn/Germany, 28th July-2nd August 2003. Bonn, 2003. P. 373-381.
Mitchell St. Witchcraft and Magic in the Nordic Middle Ages. Philadelphia, 2011.
Mortensen L.B. Den formative dialog mellem latinsk og folkesproglig litteratur ca 600-1250. Udkast til en dynamisk model // Reykholt som maktog terdomssenter. I den islandske og nordiske kontekst. Reykholt, 2006. S. 229-271.
Mundal E. Sæmundr Sigfhsson inn frodi // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. Leiden, 2010. Vol. 2. P. 1316-1317.
Orri Vesteinsson. The Christianization of Iceland. Priests, Power, and Social Change. 1000-1300. Oxford, 2000.
Olafia Einarsdottir. Studier i kronologisk metode i tidlig islandsk historieskrivning. [Lund,] 1964. (Bibliotheca historica Lundensis; 13).
Olafia Einarsdottir. Om samtidssagaens kildeværdi belyst ved Hakonar saga Hakonarsonar // Alvissmal. 1995. B. 5. S. 29-80.
Saga Olafs Tryggvasonar af Oddr Snorrason munk / Udg. af Finnur Jonsson. Kobenhavn, 1932.
Sverrir Tomasson. Sæmundr Sigfnsson (hinn frodi) // Reallexicon der Germanischen Altertumskunde. B., 2005. Bd. 26. S. 77-79.
Sæmundar ^attr // Biskupa sogur / Sigurgeir Steingrimsson, Olafur Halldorsson og Peter Foote gafu nt. Reykjavik, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 337-343.
Wellendorf J. Sæmundr inn frodi Sigfnsson // <https://wikihost.uib.no/medieval/ index.php/S%C3%A6mundr_inn_fr%C3%B3%C3%B0i_Sigf%C3%BAsson>.
Whaley D. Sæmundr Sigfnsson inn frodi // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. P. 636-637.
Wolf K. Pride and Politics in Late-Twelfth-Century Iceland: The Sanctity of Bishop Porlakr Porhallsson // Sanctity in the North: Saints, Lives, and Cults in Medieval Scandinavia. Toronto, 2008.
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu
 
Вернуться к оглавлению