Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 464-526.
Автор(ы)
Е.А. Мельникова
Название
ГЕНЕАЛОГИЯ И НАЧАЛА ИСЛАНДСКО-НОРВЕЖСКОГО ИСТОРИОПИСАНИЯ
Аннотация
Как и в любом раннем обществе, генеалогия была важным элементом ментальности германских народов: origo gentis и origo regis играли ключевую роль в формировании коллективного самосознания. Существование у германцев легенд об их происхождении от богов засвидетельствовано уже Корнелием Тацитом, а на протяжении VI-VIII вв. родословные готских, лангобардских, англо-саксонских королей подвергаются записи. Это были простые списки имен без каких-либо дополнений.
Потенциальная способность генеалогий инкорпорировать историческую (и квази-историческую) информацию была реализована в Скандинавии. Древнейшая фиксация развернутой генеалогии встречается в англо-саксонской поэме «Беовульф», где названы представители четырех поколений Скь¨льдунгов и имя каждого короля сопровождается хвалой его «дружинных» достоинств. Эта традиция репрезентации истории развивается в поэмах скальдов Тьодольва из Хвинира и Эйвинда Погубителя скальдов, которые добавляют информацию о смерти и месте погребения упоминаемых конунгов-Инглингов и хла- дирских ярлов. Скальдические поэмы свидетельствуют о зарождении и развитии исторической генеалогической традиции, которая в дальнейшем становится главной формой восприятия, структурирования и хронологизации прошлого, равно как и его репрезентации в допись- менном обществе.
Норвежско-исландское историописание возникает и до определенного времени развивается в рамках исторической генеалогической традиции. Не дошедшие до нас перечни (tqlur) и жизнеописания (cevi) норвежских конунгов, составленные Сэмундом Сигфуссоном и Ари Торгильссоном, были первыми письменными фиксациями этой формы историописания и одновременно первыми памятниками историографии в Исландии. Отражая доминирующее в обществе восприятие истории, они стали источником и образцом последующего историописания. Даже норвежские латиноязычные «Истории», авторы которых были знакомы с европейской историографией, в большей или меньшей степени опирались на эту традицию.
Расцвет «генеалогической истории» связан с составлением компендиумов, посвященных норвежским конунгам в конце XII — первой трети XIII в. Они сохраняют структуру родословий — своего рода сюжетный паратаксис, хотя жизнеописания каждого правителя, а особенно Олава Трюггвасона и Олава Харальдссона, подробны и описывают его жизненный путь от рождения до смерти. Только в «Круге земном», последнем из компендиумов, происходит разделение ранее не расчлененного нарратива на отдельные повествования, посвященные правлению одного конунга — саги, что превращает весь свод в сборник биографий. Писатель и политик, Снорри Стурлусон привносит в генеалогию политический момент: он подчеркивает не только биологическую преемственность Инглингов, но и их наследование власти, тем самым легитимизируя их право на верховное правление в Норвегии.
Однако «генеалогическая история» не охватывала события, современные авторам компендиумов, т. е. события конца XII в. и далее. Она строго ограничивалась историей далекого прошлого: от мифологических начал до последнего Инглинга. Последующая история Норвегии и Исландии представлена в иных формах историографии, которые не имели ничего общего с генеалогией, роль которой, тем не менее, продолжала сохраняться, но которая отделилась от историописания и была представлена семейными родословиями исландцев и династическими родословиями норвежских королей и знати.
Autor(s)
Elena A. Melnikova
Name
GENEALOGY AND THE BEGINNINGS OF NORSE-ICELANDIC HISTORICAL WRITING
Summary
Like in any early society, genealogy was an important element of the mentality of Germanic nations: origo gentis and origo regis were crucial for the formation of collective self-consciousness and self-identification. The existence among the Germans of legends about their descent from the gods is attested already by Cornelius Tacitus whereas in the course of the sixth to eighth centuries pedigrees of Goth, Langobard and Anglo-Saxon kings were put to writing. These were lists of names with no additions.
The potential capacity of genealogies to incorporate historic (or quasi- historic) information was realized in Scandinavia. The earliest representation of an extended genealogy can be found in Anglo-Saxon poem Beowulf where four generations of Skjqldungs are named with short characteristics of warrior virtues of each king. The tradition was further elaborated in genealogical skaldic poems of Thjodolf of Hvin and Eyvind the Skaldspiller (the ninth and tenth centuries) who supplemented the pedigrees with information on the deaths and burial places of the Ynglings and Hladajarls respectively. These poems witness the emergence and growth of a historical genealogical tradition which later became the main form of the perception, structuring and chronologization of the past as well as the representation of the past in the illiterate society.
The Norse-Icelandic history-writing emerges and develops within the framework of the genealogical historical tradition. Non-extant lists (tglur) and life stories (wvi) of Norwegian kings composed by Ssmund Sigfusson and Ari borgilsson were the first written records of this tradition and at the same time the first historiographic works in Iceland. They reflected the dominating perceptions of history and turned into both the source and model for later history writing. Even Norwegian Latin “Histories” whose authors were well acquainted with European historiography relied on this tradition to more or less extent.
The heyday of “genealogical history” is connected with compilations of compendia devoted to Norwegian kings in the late twelfth and first third of the thirteenth century. They preserve the structure of a pedigree — a kind of plot parataxis though the life stories of each ruler, especially of Olaf Tryggvason and Olaf Haraldsson, are detailed and describe a king’s life from his birth to his death. It is only in Heimskringla, the latest of the compendia, that the earlier unbroken narrative is divided into individual narrations devoted to each of the kings of Norway - sagas, thus making the whole a collection of a series of biographies. The writer and politician, Snorri Sturluson explicitly introduced also a political aspect of a lineage: he stressed not only the biological succession of the Ynglings but their right to inherit the power thus legitimizing their right to supreme authority in Norway.
The “genealogical history” did not however cover contemporary events, i.e. the events of the last two decades of the twelfth century and later. It was strictly limited to the distant past, from mythological beginnings till the rule of the last Yngling. Later history of Norway as well as the history of Iceland was represented in a different form of historiography which made use but did not rely on genealogy. Still, the role of genealogy remained as important as it used to be, but it separated from historiography and was represented by family pedigrees of Icelanders and dynastic pedigrees of Norwegian kings and aristocracy.
Ключевые слова
генеалогия, родословие, скальдические генеалогические поэмы, королевские саги, Скандинавия, Дания, Норвегия, Исландия, историописание
Key words:
genealogy, pedigree, skaldic genealogical poems, kings’ sagas, Scandinavia, Denmark, Norway, Iceland, historical writing
Литература
Агишев С.Ю. Теодорик Монах и его «История о древних норвежских королях». М., 2013.
Антонов В.А. Становление генеалогической мысли в Дании // ДГ, 2002 г.: Генеалогия как форма исторической памяти. М., 2004. С. 7-37.
Беовульф / Пер. В. Тихомирова; Под ред. О.А. Смирницкой // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. (Библиотека всемирной литературы).
Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.
Глазырина Г.В. Время в древнеисландских сагах (история, повседневность, временные ориентиры) // ДГ, 2006 г.: Пространство и время в средневековых текстах. М., 2010. С. 368-372.
Глазырина Г.В. Легенды о происхождении правящей династии // Norge- Russland 2004/2005 — Норвегия и Россия 2004/2005. Rapport fra det historisk-arkeologiske seminaret i St. Petersburg 26.-28. april 1999 — Мат-лы историко-археологического семинара в Санкт-Петербурге 26-28 апреля 1999 г. Oslo, 2001. С. 46.
Глазырина Г.В. Сага об Ингваре Путешественнике: Текст, перевод, комментарий. М., 2002. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Джаксон Т.Н. Ингигерд, жена князя Ярослава Мудрого // De mulieribus illustribus. Судьбы и образы женщин средневековья. М., 2001. С. 5-16.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей X-XIII вв. // ДГ, 1988-1989 гг. М., 1991. С. 5-169.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе: Тексты, перевод, комментарий. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
Джаксон Т.Н. Скифия древнескандинавских источников: к истории сложения образа // ??????????. Сборник научных статей памяти Аркадия Анатольевича Молчанова (1947-2010). М., 2014. С. 205-213.
Дубровский И.В. Историография // Словарь средневековой культуры. М., 2003. C. 199-208.
Иконников В.С. Опыт русской историографии. Киев, 1891. Т. 1. Кн. 1.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вст. ст., перевод, коммент. Е.Ч. Скржинской. М., 1960.
Картамышева Е.П. Почитание предков в древнескандинавской дохристианской культуре: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006.
Корнелий Тацит. Германия / Пер. А.С. Бобовича // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969. Т. 1.
Литовских Е.В. Генеалогические представления в средневековом исландском обществе (На материале «Саги о Ньяле»): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
Мельникова Е.А. Брак Ярослава и Ингигерд в древнескандинавской традиции: беллетризация исторического факта // XIII Всесоюзн. конф. по изучению ... Скандинавских стран и Финляндии. Тез. докл. М.; Петрозаводск, 1997. С. 151-153.
Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения: Тексты, перевод, комментарий. М., 1986. (Древнейшие источники по истории народов СССР).
Мельникова Е.А. Историческая память в германской устной традиции и ее фиксация // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006. С. 180-222.
Мельникова Е.А. Легенда об «азиатской прародине» в средневековой Скандинавии // Теория и методы исторической науки: шаг в XXI век. Мат-лы междунар. науч. конф. М., 2008. C. 359-361.
Мереминский С.Г. Понятие «историописание», его содержание и границы // Терминология исторической науки: Историописание. М., 2010. C. 14-27.
Младшая Эдда / Изд. подгот. О. А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. М.; Л., 1970.
Сага о Греттире / Пер. О.А. Смирницкой. М., 1976.
Сага о посошниках // Исландские саги / Пер. А.В. Циммерлинга. М., 2000. С. 273-305.
Сага о Сверрире / Изд. подгот. М.И. Стеблин-Каменский, А.Я. Гуревич, Е.А. Гуревич, О.А. Смирницкая. М., 1988.
Сванидзе А.А. «Хроника Эрика» и исторические реалии средневековой Швеции // Хроника Эрика / Пер. А.Ю. Желтухина. Выборг, 1994.
Снорри Стурлусон. Круг земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М.; Л., 1980.
Стеблин-Каменский М.И. «Круг Земной» как литературный памятник // Снорри Стурлусон. Круг земной. М.; Л., 1980. С. 581-596.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1971.
ТиандерК.Ф. Датско-русские исследования. Пг., 1915. Вып. 3.
Успенский Ф.Б. Злободневность прошлого: Генеалогический перечень как манифестация авторства // Успенский Ф.Б. Люди, тексты и вещи: Из истории культуры средневековой Скандинавии. М., 2014. С. 70-96.
Халлдор Херманнссон. Сэмунд Сигфуссон и люди из Одди // Атлантика: Записки по исторической поэтике. М., 1995. Вып. 1. С. 103-125.
Хроники Фредегара / Пер. с лат., коммент., вступит. ст. Г.А. Шмидта. СПб., 2015.
Agrip af Noregskonunga segum: A Twelfth-Century Synoptic History of the Kings of Norway / Ed. and transl. with an introduction and notes by M.J. Driscoll. 2nd ed. L., 2008.
Andersson Th.M. Ari’s konunga ?vi and the Earliest Accounts of Hakon Jarl’s Death // Opuscula. Copenhagen, 1979. Vol. 6. (Bibliotheca Amamagn^ana; 33). Р. 1-17.
Andersson Th.M. Kings’ sagas (Konungasogur) // Old Norse-Icelandic Literature. Р. 197-238.
Andersson ThM. Introduction // Oddr Snorrason. The Saga of Olaf Tryggvason / Hunsl. with introd. and notes by Th.M. Andersson. Ithaca; L., 2003. (Islandica; LII).
Andersson Th.M. The Two Ages in Agrip af Noregs konunga segum // Historical Narratives and Christian Identity on a European Periphery: Early History Writing in Northern, East-Central, and Eastern Europe (c. 1070-1200). Turnhout, 2011. P. 93-110.
Andersson Th.M., Gade K. Introduction // Morkinskinna. The Earliest Icelandic Chronicle of the Norwegian Kings (1030-1157) / Transl. with introduction and notes by Th.M. Andersson and K.E. Gade. Ithaca, 2000. (Islandica; LI). P. 1-85.
Anton Н.Н. Troja-Herkunft, origio gentis und fruhe Verfasstheit der Franken in der gallisch-frankischen Tradition des 5. bis 8. Jahrhunderts // Mitteilungen des Instituts fur Osterreichische Geschichtsforschung. Wien; Munchen, 2000. Bd. 108, Heft 1-2. S. 1-30.
Armann Jakobsson. Royal Biography // A Companion to Old Norse-Icelandic Literature and Culture / Ed. R. McTurk. Oxford, 2005. P. 388-402.
Arngrimi Jonae Opera Latine Conscripta / Udg. Jakob Benediktsson. Copenhagen, 1950. B. 1. (Bibliotheca Arnamagn?ana; 9).
Bagge S. Society and Politics in Snorri Sturluson’s Heimskringla. Berkeley, 1991.
Ballow J. Gregory of Tours and the Myth of the Trojan Origins of the Franks // Fruhmittelalterliche Studien. 1995. Bd. 29. S. 86-95.
Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. Fr. Klaeber. 3rd ed. Boston, 1950.
Birkeli E. Fedrekult i Norge. Oslo, 1938. (Skrifter utg. av det Norske Videnskaps- Akademi i Oslo. II Hist.-Filos. Klasse; 1).
Bjarni Gudnason. Um Skjoldungasogu. Reykjavik, 1963.
Bjarni Gudnason. Fyrsta sagan. Reykjavik, 1978.
Bjarni Gudnason. Formali // Danakonunga sogur. (IF; XXXV).
Bosa Saga ok Herrauds / Gudni Jonsson, Bjarni Vilhjalmasson gafu ht // <http:// www.heimskringla.no/wiki/B%C3%B3sa_saga_ok_Herrau%C3%B0s>.
Christensen T. Lejre Beyond Legend – The Archaeological Evidence // Journal of Danish Archaeology. 1991. Vol. 10. Р 163-185.
Christiansen E. Introduction // The Works of Sven Aggesen, Twelfth-Century Danish Historian / Ed. E. Christiansen. L., 1992. Р 1-30.
Christiansen E. Saxo Grammaticus // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. Р 566-569.
Christiansen R. The Migratory Legends. Helsinki, 1958.
Clark F.N. Reading the «First Pagan Historiographer»: Dares Phrygius and Medieval Genealogy // Viator. 2010. Vol. 41, N 2. P. 203-226.
Cleasby R., Gudbrand Vigfusson. An Icelandic-English Dictionary. 2nd ed. Oxford, 1975.
Clunies Ross M. Snorri Sturluson’s Use of the Norse Origin-Legend of the Sons of Fornjotr in His Edda // Arkiv for nordisk filologi. 1983. B. 98. Р 47-66.
Clunies Ross M. The Development of Old Norse Textual Worlds: Genealogical Structure as a Principle of Literary Organization in Early Iceland // Journal of English and Germanic Philology. 1993. Vol. 92. P. 372-385.
Clunies RossM. hjodolfr of Hvin // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. Р 665-666.
Croenen G. Princely and Noble Genealogies, Twelfth to Fourteenth Centuries: Form and Function // The Medieval Chronicle: Proceedings of the 1st International Conference on Medieval Chronicle (Driebergen / Utrecht, 13-16 July 1996). Amsterdam; Atlanta, 1999. Р 84-95.
Danakonunga segur / Bjarni Gudnason gaf ht. Reykjavik, 1982. (IF; XXXV).
The Dating of Beowulf/ Ed. C. Chase. Toronto, 1981 (переизд.: 1997).
The Dating of Beowulf: A Reassessment / Ed. L. Neidorf. Cambridge, 2014.
Dorler P. The Liber Historiae Francorum — a Model for a New Frankish SelfConfidence // Networks and Neighbours. 2013. Vol. 1, N 1. Р 23-43.
Dronke U. & P. The Prologue of the Prose Edda: Explorations of a Latin Background // Sjotib ritgerdir helgadar Jakobi Benediktssyni, 20 jhli 1977. Reykjavik, 1977. B. 1. P 153-176.
Duby G. French Genealogical Literature: the Eleventh and Twelfth Centuries / Transl. C. Postan // The Chivalrous Society. L., 1977. Р 149-157.
Dumville D.N. The Anglian Collection of Royal Genealogies and Regnal Lists // ASE. 1976. Vol. 5. Р 23-50.
Edictvs Rothari // http://www.oeaw.ac.at/imafo/ressourcen/quellen-zur-langobardengeschichte
/leges-langobardorum/edictvs-rothari/.
Ekrem I. Nytt lys over Historia Norwegie: Mot en losning i debatten om dens aider. Oslo, 1998.
Ellehoj S. Studier over den sldste norrone historieskrivning. Kopenhavn, 1965. Fagrskinna. Noregs kononga tal / Udg. Finnur Jonsson. Kobenhavn, 1902-1908. (SUGNL; 30).
Fagrskinna: A Catalogue of the Kings of Norway / Transl. with introduction and notes by A. Finlay. Leiden; Boston, 2004.
Faulkes A. Descent from the Gods // Medieval Scandinavia. 1978-1979. Vol. 11. Р. 92-125.
Faulkes A. The Earliest Icelandic Genealogies and Regnal Lists // SBVS. 2005. Vol. 19. Р 115-119.
Faulkes A. The Genealogies and Regnal Lists in a Manuscript in Resen’s Library // Sjotiu ritgerdir helgadar Jakobi Benediktssyni 20. jhli 1977. Reykjavik, 1977. P. 177-190.
Finlay A. Introduction // Fagrskinna: A Catalogue of the Kings of Norway. Leiden; Boston, 2004. P. 30-31.
Flateyarbok / Udg. S. Nordal. Akranes, 1944. B. 1.
Foote P. Aachen, Lund, Holar // Aurvandilsta: Norse Studies / Ed. M. Barnes et al. Odense, 1984 (1-е изд.: 1975). P. 101-120.
FrankR. Old Norse Court Poetry. Ithaca; L., 1978.
Fredegarii Chronica / Ed. J.M. Wallace-Hadrill. L.; N.Y., 1960.
Gisli Sigurdsson. The Medieval Icelandic Saga and Oral Tradition. A Discourse on Method. Cambridge (Mass.), 2004.
Grettis saga Asmundarsonar. Bandamanna saga. Odds ^attr Ofeigssonar / Gudni Jonsson gaf fit. Reykjavik, 1936. (IF; 7).
GustavsonH., Selinge K.-G. Jarlabanke och hundaret. Ett arkeologiskt/runologiskt bidrag till losningen av ett historiskt tolkningsproblem // Namn och bygd. Uppsala, 1988. B. 76. S. 19-85.
HagnellE. Are frode och hans forfattarskap. Lund, 1938. S. 19-85.
Haleygjatal // Finnur Jonsson. Den Norsk-Islandske Skjaldedigtning. Kobenhavn, 1912 (репринт: 1967). A — Text efter handskrifterne; 1915 (репринт: 1973). B I — Rettet text: 800-1200.
Halldor Hermansson. S^mundr Sigffsson and the Oddaverjar. Ithaca, 1932. (Islandica; XXII).
Hermann P. Founding Narratives and the Representation of Memory in Saga Literature // Arv: Nordic Year-Book of Folklore. 2010. Vol. 66. Р. 69-91. Hermann P. Spatial and Temporal Perspectives in Islendingabok: Historiography and Social Structures // Viking and Medieval Scandinavia. 2005. N 1. P. 7389.
Heusler A. Die gelehrte Urgeschichte im altislandischen Schriftum. B., 1908.
Hill T.D. The Myth of the Ark-Born Son of Noe and the West-Saxon Royal Genealogical Tables // Harvard Theological Review. 1987. Vol. 30, N 3. P. 379-383.
Historia Norwegie / Ed. I. Ekrem, L.B. Mortensen; Transl. P. Fisher. Copenhagen, 2006.
Historical Narratives and Christian Identity on a European Periphery: Early History Writing in Northern, East-Central, and Eastern Europe (c. 1070-1200) / Ed. I.H. Garipzanov. Turnhout, 2011.
A History of Norway and the Passion and Miracles of the Blessed Olafr / Ed. D. Kunin, C. Phelpstead. L., 2001.
Hofler O., Ranke R. Abstammungstraditionen // Reallexikon der germanischen Altertumskunde. 2. Aufl. B.; N.Y., 1973. Bd. 1. S. 18-29.
Ingldew F. The Book of Troy and the Genealogical Construction of History: the Case of Geoffrey of Monmouth’s Historia regum Britanniae // Speculum. 1994. July. P. 665-704.
Islendingabok // Islendinga sogur / Gu3ni Jonsson gaf ht. Reykjavik, 1946. B. 1: Landssaga og landnam (цит. по: <http://www.heimskringla.no/wiki/ Islendingabok>).
Islendingabok. Landnamabok / Jakob Benediktsson gaf ht. Reykjavik, 1968. (IF; I).
Jakob Benediktsson. Hvar var Snorri nefndur hofundur Heinskringlu? // Skirnir. 1995. B. 129. Bls. 118-127.
Jakob Benediktsson. Icelandic Tradition of the Scyldings // SBVS. L., 1957-1961. Vol. 15. P. 48-66.
Jakob Benediktsson. Landnamabok // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. P. 373-374.
Jon Hnefill Adalsteinsson. S?mundr Frohi: a Medieval Master of Magic // Arv: Nordic Yearbook of Folklore. 1994. В. 50. P. 117-132.
Jon Vidar Sigurdsson. Det norrane samfunnet. Oslo, 2008.
Klingenberg H. Odin und die Seinen: altislandischer Gelehrter Urgeschichte // Alvismal. 1993. B. 2. S. 31-80.
Klingenberg H. Tror Eorr (Thor) wie Tros Aeneas: Snorra Edda Prolog, Vergil- Rezepzion und Altislandische Gelehrte Urgeschichte // Alvismal. 1992. B. 1. S. 17-54.
Krag C. Ynglingatal og Ynglingesaga: en studie i historiske kilder. Oslo, 1991.
Kunin D., Phelpstead C. Introduction // A History of Norway and the Passion and Miracles of the Blessed Olafr / Ed. D. Kunin, C. Phelpstead. L., 2001. P. IX-XLV.
Landnamabok // Islendingabok. Landnamabok / Jakob Benediktsson gaf ht. Reykjavik, 1968. (IF; I).
Lange G. Die Anfange der islandisch-norwegischen Geschichtsschreibung. Reykjavik, 1989.
Leake J.A. The Geats of Beowulf: a Study in the Geographical Mythology of the Middle Ages. Madison, 1967.
Lindow J. Handbook of Norse Mythology. Santa Barbara, 2001.
Louis-Jenssen J. Heimskringla — Et v?rk af Snorri Sturluson? // Nordica Bergensia. 1997. Vol. 14. S. 230-245.
Louis-Jenssen J. Kongesagastudier. Kompilationen Hulda-Hrokkinskinna. Copenhagen, 1977. (Bibliotheca Arnamagnsans; 32).
Louis-Jensen J. Morkinskinna // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. P. 419-420.
Magoun Fr.P. The Theme of the Beasts of Battle in Anglo-Saxon Poetry // Neuphilologische Mitteilungen. 1955. Bd. 56. S. 81-90.
Malmros R. Knytlinga saga // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. P 359-360.
Marold E. Eyvindr Finnsson Skaldaspillir // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. Р 175-176.
Meaney A.L. Scyld Scefing and the Dating of Beowulf — Again // Bulletin of the John Rylands Library. 1989. Vol. 71. P. 7-40.
Medieval Scandinavia. An Encyclopedia / Ed. Ph. Pulsano et al. N.Y.; L., 1993. Moisl H. Anglo-Saxon Royal Genealogies and Germanic Oral Tradition // Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 215-248.
Morkinskinna / Armann Jakobsson ok horhur Ingi Guhjonsson gafu ht. Reykjavik, 2011. B. 1-2. (IF; XXIII-XXIV).
Mundal E. Islendingabok, sttartala og konunga svi // Festskrift til Ludvig Holm- Olsen. Ovre Ervik, 1984. S. 255-271.
Mundal E. Islendingabok: the Creation of an Icelandic Christian Identity // Historical Narratives. P 11-122.
Nerman B. Ottar Vendelkraka och Ottarshogen i Vendel. Uppsala, 1917.
Nerman B. Ynglingasagan i arkeologisk belysning // Fornvannen. 1917. Arg. 12. S. 226-251.
Nerman B. Det svenska rikets uppkomst. Stockholm, 1925.
Njals saga / Einar Ol. Sveinsson gaf ht. Reykjavik, 1954. (IF; XII).
North R. ‘Uoden de cuius stirpe’: the Role of Woden in Royal Genealogy // North R. Heathen Gods in Old English Literature. Cambridge, 1997. P 111132.
Oddr Snorrason. The Saga of Olaf Tryggvason / Тгашк with introd. by Th.M. Andersson. N.Y., 2003.
Old Norse-Icelandic Literature: A Critical Guide / Ed. C.J. Clover and J. Lindow. Toronto, 2005.
Orchard A. A Critical Companion to Beowulf. Cambridge, 2003.
Ordbog over det norrone prosasprog. Kobenhavn // <http://onp.ku.dk>.
Peters P. Scaldic Verse as a Historical Source // Parergon. 1978. Vol. 2. P. 29-37. Phelpstead C. Introduction // A History of Norway and The Passion and Miracles of the Blessed Olafr. L., 2001. P. ix-xlv.
Reynolds S. Medieval Origines Gentium and the Community of the World // History. 1983. Vol. 68. P 375-390.
Saga Olafs konungs hins helga: Den store saga om Olav den hellige efter pergamenthandskrift i Kungliga Biblioteket i Stockholm nr. 2 4to / Udg.
O.A. Johnsen & Jon Helgason. Oslo, 1941. B. 2.
Saga Olafs Tryggvasonar av Oddr Snorrason munkr / Udg. Finnur Jonsson. Kobenhavn, 1932.
Sapp C.D. Dating Ynglingatal. Chronological Metrical Developments in Kviduhattr // Skandinavistik. 2002. N 2. Р. 85-98.
Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. Danmarkshistorien / Latinsk tekst udg. af K. Friis-Jensen, dansk P. Zeeberg. Kobenhavn, 2005. B. 1-2.
Simek R. *Hryggjarstykki // Lexikon der altnordischen Literatur. Stuttgart, 1987. S. 181-182.
Sisam K. Anglo-Saxon Royal Genealogies // Proceedings of the British Academy. 1953. Vol. 39. Р. 287-348.
Skre D. The Ynglings and the Danes in Viken and Skiringsal c. AD 750-950 // Kaupang in Skiringsal. Oslo, 2007. Р. 463-468.
Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni ASalbjarnarson gaf ft. Reykjavik, 1941-1951. B. 1-3. (IF; XXVI-XXVIII).
Soga om birkebeinar og baglar: Begglunga segur / Udg. H. Mageroy. Oslo, 1988. Spiegel G.M. Genealogy: Form and Function in Medieval Historical Narrative // History and Theory: Studies in the Philosophy of History. 1983. Vol. 23. Р. 43-53.
St. Olaf, seine Zeit und sein Kult / Red. G. Svahnstrom. Visby, 1981.
Stjorn: Gammelnorsk Bibelhistorie fra Verdens Skabelse til det babyloniske Fangenskab / C.R. Unger. Kristiania, 1862.
Strom F. Poetry as an Instrument of Propaganda. Jarl Hakon and his Poets // Speculum Norranum. Odense, 1982. P. 440-458.
Sturlunga saga efter membranen KroksfjarSarbok udfyldt efter ReykjarfjarSarbok / Udg. Kr. Kalund. Kobenhavn; Kristiania, 1906-1911. B. 1-2.
Sveriges runinskrifter. Stockholm, 1940. B. 6: Upplands runinskrifter / Red. E.
Wessen, S.B.F. Jansson.
Sverris saga etter Cod. AM 327 4° / Udg. G. Indrebo. Kristiania, 1920 (репринт: Oslo, 1981).
Theodoricus monachus. Historia de antiquitate regum Norvagiensium. An Account of the Ancient History of the Norwegian Kings / Transl. and annotated by D. and I McDougall; Intr. by P. Foote. L., 1998.
Turville-Petre J. The Genealogist and History: Ari to Snorri // SBVS. 1978-1979. Vol. 20. Р. 7-23.
Vansina J. Oral Tradition as History. Wisconsin, 1985.
Whaley D.E. S^mundr Sigffsson inn froSi // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. Р. 636-637.
Whaley D. A Useful Past: Historical Writing in Medieval Iceland // Old Icelandic Literature and Society / Ed. M. Clunies Ross. Cambridge, 2000. P. 161-202.
Williams D. Cain and Beowulf: A Study in Secular Allegory. Toronto, 1982.
Wolfram H. Einleitung oder Uberlegungen zur Origo gentis // Typen der Ethnogenese unter besonderer Berucksichtigung der Bayern / Hrsg. H. Wolfram, W. Pohl. Wien 1990. S. 19-31.
Wolfram H. Origo et religio. Ethnic traditions and literature in early medieval texts // Early Medieval Europe. 1994. Vol. 3. Р 19-38.
The Works of Sven Aggesen, Twelfth-Century Danish Historian / Ed. E. Christiansen. L., 1992.
Wurth St. Historiography and Pseudo-History // A Companion to Old Norse- Icelandic Literature and Culture / Ed. R. McTurk. L., 2005. P. 155-172.
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu
 
Вернуться к оглавлению