Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 303-323.
Автор(ы)
В.А. Арутюнова-Фиданян
Название
УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РАННЕЙ АРМЯНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ: К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Аннотация
Механизмы взаимодействия устной и письменной традиций вс¨ еще недостаточно исследованы, в особенности, когда речь идет о самом раннем периоде такого взаимодействия. В статье данная проблема рассматривается на примере армянского историописания V в. Предшественники Мовсеса Хоренаци, первые историографы V в., одинаково используют родовые предания и героическую устную историю, основанную на конкретных фактах, изложенных в соответствии с требованиями фольклорных формул и этикетных установок. Эти авторы не претендуют на включение истории Армении во всеобщую историю, событийный ряд, отраженный в их сочинениях, обычно точен, но описания событий Персидской войны и ее персонажей, а также христианизации и ее деятелей, внутренних коллизий в стране и т.п. не прошли обычного пути «миф-эпос-история». Языческий миф был отсечен самими авторами, а повествование о реальных исторических событиях облекалось в привычную эпическую форму устных преданий. Слишком короток был путь от конца IV до второй половины V в. для изменений, приращений, контаминаций, характерных для более поздних исторических сочинений. Мы наблюдаем феномен рассказов очевидцев, дошедших до авторов «Бузандарана», Елише и Лазара Парпеци в рамках устной истории, только что передавшей свой трон историографии.
Autor(s)
Viada A. Arutyunova-Fidanyan
Name
ORAL TRADITION IN THE ARMENIAN HISTORIOGRAPHY: ON THE MECHANISMS OF CULTURAL CONTINUITY
Summary
The mechanisms of interaction of oral and written traditions still lack a detailed study, especially when we speak of the earliest stages of such interaction. The author studies this problem on the material of the Armenian historiography of the fifth century A.D. The predecessors of Movses Khorenatsi, the first historiogpraphers of the fifth century, equally used family oral tradition and heroic oral history based on real facts but narrated according to folkloric formulae and etiquette standards. These authors had no claims to include the Armenian history into the history of the world. The set of events reported by them was basically correct, but the descriptions of the Persian war and its heroes, as well as of the Conversion and its figures, the inner troubles in the country, etc., had not overcome the usual way from myth via epic to history. The pagan myth was eliminated by the authors themselves, and the narration of real historical events was couched in the habitual epic form of oral legends. The way from the late fourth to the second half of the fifth century was too short for changes, increases, and contaminations typical for later historical works. We can observe the phenomenon of the eye-witness stories presented by the authors of Buzandaran, Elishe, and Lazar Parpetsi within the framework of oral history, which had just now passed its throne to historiography.
Ключевые слова
Армения, историописание, устная традиция, письменность, Мовсес Хоренаци, «Бузандаран», Елише, Лазар Парпеци
Key words:
Armenia, historical writing, oral tradition, writing, Movses Khorenatsi, Buzandaran, Elishe, Lazar Parpetsi
Литература
Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.
Адонц Н. Исторические исследования. Париж, 1948 (на арм. яз.).
Аревшатян С.С. Формирование философской науки в древней Армении (V-VI вв.). Ереван, 1973. С. 141-227.
Арутюнова-Фиданян В.А. Родовое предание и ранняя историография: «Вторичный» эпос // ДГ, 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 9-27.
Арутюнова-Фиданян В.А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М., 2004.
Арутюнова-Фиданян В.А. Божество грома в Тароне // Вестн. Правосл. Свято-Тихоновского ун-та. Сер. III. 2008. № 4 (14). С. 11-25.
Арутюнян С. Основные черты древнеармянской мифологии // ИФЖ. 2006. № 3. С. 37-65.
Джаукян Г.Б. Хайасский язык и его отношение к индоевропейским языкам. Ереван, 1964.
Джаукян Г.Б. О соотношении хайасского и армянского языков // ИФЖ. 1988. № 1. С. 60-88.
Елишэ. О Вардане и армянской войне / Подгот. к печати и предисл. Е. Тер-Минасяна. Ереван, 1957 (на др.-арм. яз.).
Еремян С.Т. Племенное объединение армян в стране Арме-Шубрия // ИФЖ. 1958. № 3 (на арм. яз.).
Еремян С.Т. Процесс формирования армянского народа // ИФЖ. 1968. № 2 (на арм. яз.).
Еремян С.Т. История армянских племен в стране Арме-Шубрия II История армянского народа. Ереван, 1971. Т. 1. С. 230-245 (на арм. яз.).
Иванов Вс. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Ва(х)агну // ИФЖ. 1983. № 4 (103). С. 22-43.
История Армении Фавстоса Бузанда I Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геворгяна; Под ред. С.Т. Еремяна; Вступ. статья Л.С. Хачикяна. Ереван, 1953.
Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980.
Лазар Парпеци. История Армении. N.Y., 1985 (на др.-арм. яз).
Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
Марр Н.Я. Кавказ и памятники духовной культуры II Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995.
Мелик-Оганджанян К.А. О принципах историзма в изучении фольклора по материалам армянского народного эпоса. «Давид Сасунци» II ИФЖ. 2006. № 2.
Мовсес Хоренаци. История Армении I Пер. с древнеарм. яз., введ. и примеч. Г.Х. Саркисяна. Ереван, 1990.
Мовсес Хоренаци. История Армении I Критич. текст и предисл. М. Абегяна и С. Арутюняна; Факсим. изд. с дополнениями А.Б. Саргсяна. Ереван, 1991.
Петросян А. Армянский эпос и мифология. Истоки. Миф и история. Ереван, 2002.
Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. М., 1975.
Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.
Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006.
Репина Л.П. Память и историописание // История и память. М., 2006.
Саркисян С. Верования, религия, культы и пантеон богов древних армян. Ереван, 2001 (на арм. яз.).
Тер-Петросян Л. Древнеармянская переводная литература. Ереван, 1971.
Фавстоса Бузандаци История Армении. СПб., 1883 (на арм. яз.).
Cornford F.M. Principium sapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. Cambridge, 1952.
Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A Study in the Origins of Western Speculation. N.Y., 1957.
Garsoian N.G. L’Histoire attribuee a Movses Xorenatsi: que reste-t-il en dire? // REA. 2003-2004. T. 29.
The Epic Histories Attributed to Pawstos Buzand (Buzandaran Patmutiwnk) I Transl. and commentary by N.G. Garso?an. Cambridge (Mass.), 1989.
Finck F.N. Geschichte der armenischen Literatur II Geschichte der christlichen Literaturen des Orients. Leipzig, 1907.
The History of Lazar Parpeci / Transi., intr., app. by R.W. Thomson. Atlanta (Ge.), 1991.
Mathews E.G. The life of Mastoc as an encomium // REA. 1993. T. 24. P 443-450.
Moses Khorenatsi. History of the Armenians / Transi. and commentary on the literary sources by R.W. Thomson. Cambridge (Mass.); L., 1978.
Thomson R.W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995.
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu
 
Вернуться к оглавлению