Главная страница
Библиотека сайта
Свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»
Восточная Европа в древности и средневековье (материалы Чтений)
Древнейшие государства Восточной Европы. 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. C. 259-280.
Автор(ы)
Т.М. Калинина
Название
АЛ-МАС‘УДИ КАК ИСТОРИК. (НА ПРИМЕРЕ «КНИГИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПЕРЕСМОТРА»)
Аннотация
Статья посвящена проблеме историописания в «Книге предупреждения и пересмотра» (Китаб ат-танбих ва-л-ишраф) Абу-л-Хасана ибн ал-Хусейна ал-Мас‘уди, арабского писателя первой половины X в. Арабское историописание включало в себя множество литературных жанров доисламской эпохи, они сохранялись и развивались и в постисламское время: генеалогические предания арабских племен — ахбар; родословия — ансаб; биографии — сийар, в которые вошли, после принятия ислама, предания о жизни Мухаммада; завоевания, военные походы — магази, ставшие позднее повествованиями о войнах Мухаммада, разряды-поколения — табакат, рассказы о пророках — кисас ал-анбийа’, предания о войнах арабских племен — аййам ал-‘араб. Тщательно собранные предания о пророке Мухаммаде (хадисы), которые подтверждались ссылками (иснадами) на информацию от передатчика к следующему человеку, стали важнейшим элементом сложения письменного исламского историописания. Жанр фада ’ил — «добродетель», посвященный достоинствам Мухаммада и его сподвижников, а также религиозных, политических, профессиональных и социальных групп, а кроме того, совершенству стран, народов, городов, и жанр ‘аджа’иб, т.е. рассказы о чудесах входили также в состав географических произведений арабов. Географические сведения арабских ученых расширились, когда Арабский халифат раздвинул границы. Стали создаваться труды, соединявшие разные жанры, опиравшиеся на сведения предшествующих авторов и привносящие собственную информацию о народах, территориях, событиях. Все эти жанры, которые соединяли поэтическое и прозаическое творчество, постепенно вошли в общие хроники (таварих). Под словом ат-та’рих — «история» — изначально подразумевались датировка, хронология. Ат- та’рих как вид литературы, посвященной хронологически выстроенным сведениям о прошлом, возник в X в.
Наследником указанных направлений стал ал-Мас‘уди. Он использовал литературные и устные источники. Из многих написанных им книг сохранились лишь две: «Золотые копи и россыпи самоцветов» и «Книга предупреждения и пересмотра». Ряд востоковедов относили его книги к адабу, т.е. популярному жанру литературы, сочетавшему образовательные, назидательные и развлекательные цели. Однако произведения ал-Мас‘уди направлены на изложение истории разных народов прежде всего. Исследователи творчества ал-Мас‘уди придерживаются той концепции, что он был историком, хотя его книги написаны в беллетризованной форме.
На конкретных примерах из «Книги предупреждения и пересмотра» показано, что автор в своих сочинениях ставил задачей написать историю народов мира, представить их облик и нравы в зависимости от положения Солнца, Луны и светил, изложить теорию климатов и положение населения в них, дать представление о всемирной хронологии и отдельных способах отсчета времени, о календарях. Ал-Мас‘уди поведал историю персов и их правящих династий от сотворения первого человека до падения Сасанидов. Он создал летопись событий жизни и деяний древнегреческих царей, римских и византийских императоров, включив события и легенды из истории христианства. Большая часть книги отведена для хроники преданий арабов до ислама и истории исламских династий и их правителей. Труд ал-Мас‘уди включил указанные выше жанры арабской описательной и географической литературы, он по праву считается одним из выдающихся историков своего времени.
Autor(s)
Tatyana М. Kalinina
Name
AL-MAS‘UDI AS А HISTORIAN: KITAB AL-TANBIH WA-L-ISCHRAF
Summary
The article is dedicated to the problem of historiography in the Book of Prevention and Revision (Kitab al-tanbih wa-l-ischraf) of Abu-l-Hasan Ibn al- Hussein al-Mas‘udi, an Arabic writer of the first half of the tenth century. Arab historiography included many literary genres of the pre-Islamic era, which were preserved and developed after the adoption of Islam: genealogical legends of the Arab tribes — akhbar; lists of generations — ansab; biographies — siyar, which included, after accepting Islam, stories of the life of Muhammad; stories of the conquest, military campaigns — magazi, which later became the stories of the wars of Muhammad; ranges-generations — tabaqat; stories of the prophets — kisas al-anbiya’; stories of the wars of the Arab tribes — Ayyam al-‘Arab. The legends about the prophet Muhammad (hadis) were confirmed by references (isnad) to information transmitted orally and became the most important additional element of the written Islamic historiography. The genre offada’il — the «virtue» was devoted to the virtues of Muhammad and his followers, of some religious, political, professional and social groups, as well as of the perfectness of countries, peoples, or cities. ’Agaib, i.e. stories of miracles, were also included into the geographical works of the Arabs. The Arabic scholars multiplied their geographical information as the Caliphate expanded its borders. There were the works connecting different genres, leaning on data of previous authors and introducing new information on peoples, territories, and events. All these genres which connected poetry and prose, gradually entered into the general chronicles (tavarikh). The word at-ta’rikh — ‘history’ — initially meant dating and chronology. At-ta’rikh as a literary genre dedicated to chronologically built account of the past arose in the tenth century.
Al-Mas‘udi became a successor of these tendencies. He used literary and oral sources. From many books written by him only two remained: Producers of gold and placer gems and the Book of Prevention and Revision. A number of orientalists ascribed his books to ’adab, i.e. to the popular genre of literature combining educational, instructive and entertaining purposes, however much place in Al-Mas‘udi’s works is given to the history of the different peopes. Scholars adhere that he was a historian though his books are written in a fictionalized form.
In the present paper it is shown that the author of the Book of Prevention and Revision intended to write history of the peoples of the world, to present their shape and customs depending on the provision of the Sun, the Moon, and the stars, to state the theory of climates and position of the population in them, to give an idea of the world chronology and different ways of time reckoning, of calendars. Al-Mas‘udi told the story of the Persians and their ruling dynasties from the creation of the first man until the fall of the Sassanid dynasty. He created a chronicle of the life and deeds of Greek kings, Roman and Byzantine emperors, including events and legends from the history of Christianity. Finally, the biggest part of the work is dedicated to the Arabs before Islam and to the history of Islamic dynasties and rulers.
Ключевые слова
арабы, литература, жанры, историография, историописание, география, ал-Мас‘уди
Key words:
Arabs, literature, genres, historiography, historical writing, geography, al-Mas‘udi
Литература
Аджаиб ад-дуниа. Чудеса мира / Пер. с перс., введ., коммент. и указ. Л. Смирновой. М., 1993.
Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. Л., 1928.
Гиббх. А.Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960.
Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
Калинина Т.М. Восприятие времени и пространства арабским ученым X в. ал-Мас‘уди // ДГ, 2006 год: Пространство и время в средневековых текстах. М., 2009.
Калинина Т.М. Древние греки по данным ал-Масуди // Gaudeamus igitur: Сб. ст. к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010.
Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература // Крачковский И.Ю. Избр. соч. М., 1957. Т. 4.
Крымский А. Семь спящих отроков эфесских. М., 1914.
Куделин А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003.
Кузнецов В.А. Написать мир: структуризация прошлого в ранней арабо-мусульманской историографии // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. М., 2008.
Кузнецов В.А. Чем была история в классической арабской культуре? // .
Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.
Микульский Д.В. «Золотые копи... ал-Мас‘уди и их место в арабо-мусульманской словесности // Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн ‘Али ал-Мас‘уди. «Золотые копи и россыпи самоцветов» [История Аббасидской династии: 749-947 гг.] / Сост., пер. с арабского, примеч., коммент. и указ. Д.В. Микульского. М., 2002.
Микульский Д.В. Арабо-мусульманская культура в сочинении ал-Мас‘уди: «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва ма‘адин ал-джаухар»). X век. М., 2006.
Пелла Ш. Вариации на тему адаба // Арабская средневековая культура и литература. Сб. ст. зарубежных ученых. М., 1978.
Пиотровский М.Б. Асхаб ал-Кахф // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII — середине X в.: Шиитская историография. М., 1980.
Резван Е.А. Коран и его толкования. Тексты, пер., коммент. СПб., 2000.
Тишков В.А. Диалог истории с антропологией на рубеже столетий // Историческая наука на пороге XXI века. Новосибирск, 2001.
Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века: Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М., 1977.
Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С. 361.
Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘q?bi. Historiae / M.Th. Houtsma. Leiden, 1883. T. 1.
Khalidi T. Arabic historical thought in the classical period. Cambridge, 1994.
Kitab at-tanbih wa‘l-ischraf auctore al-Masudi... / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1894.
Masoudi. Les Prairies d‘or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. P., 1861. T. 1.
Miquel A. La geographie humaine du monde musulman jusqu‘au milieu du XI-e siecle. P; Le Haye, 1975. Vol. 1.
Rosenthal F. A history of Muslim Historiography. 2nd ed. Leiden, 1968.
Shboul Ahmad M.H. Al-Masudi and his World. A Muslim Humanist and his Interest in non-Muslims. L., 1979.
Ознакомиться с текстом статьи в формате PDF
 
Ознакомиться с текстом статьи в формате DjVu
 
Вернуться к оглавлению